«Майт» — значит: уметь, мочь…

Если перенестись в недавнее прошлое — 2008 год, то основное событие, всколыхнувшее весь мир — это экономический кризис. Проблемы, накопившиеся на американских фондовых рынках по принципу «домино» опрокинули всю мировую экономику. И не смотря на это, а возможно и вопреки всему, именно в это время в России начали претворять в жизнь программу развития малого и среднего бизнеса. Заработал этот механизм и у нас, в Северске. При поддержке Думы и Администрации ЗАТО Северска, под управлением Некоммерческого Партнёрства «Агентство развития предпринимательства — Северск» был открыт бизнес-инкубатор инновационной направленности. По сути — это интеллектуальный, организационный и финансовый механизм для разработки и реализации наукоемких технологий, продукции инновационного характера и не где-нибудь там — в Силиконовой Долине или Сколково, а у нас в Северске. Среди девяти резидентов «АРП —Северск» — редакция нашей газеты поставила на первое (условное, конечно же) место — рассказ о Валерии Бакунове, его фирме, и его продукции.

Сегодня наш собеседник — резидент Северского бизнес-инкубатора, директор ООО «Майт», Бакунов Валерий Романович.

— Скажите Валерий, как вы оказались в бизнес-инкубаторе?

— Так уж получилось, что кризис коснулся не только Уолл-стрит, ударил по всей экономической системе мира, рикошетом досталось и России. Ну а как часто бывает, первыми пострадали «малыши» (смеётся). В декабре 2008 года я пришёл в АРП с багажом идей и «нулевым» бюджетом. Мой основной проект — производство звукового оборудования руководство в АРП восприняли положительно, предложили написать программу на конкурс и так, с января 2009 года, я, как индивидуальный предприниматель стал резидентом бизнес-инкубатора. Вообще, оценивая время проведённое мною в этой структуре, понимаешь, как много я получил за этот период. Бизнес-инкубатор, это не только место, где тебе на льготных условиях предоставляется возможность вести свой бизнес, пожалуй самое главное — это школа, знания полученные за эти годы оказались неоценимой помощью в практической деятельности. Администрация АРП постоянно проводит семинары, курсы, оказывает консультации по финансовым и юридическим вопросам. Совместно с Центром занятости населения ЗАТО Северска АРП в 2009 году направили меня, индивидуального предпринимателя на участие в областной программе «Первый шаг». По условиям конкурса нужно было пройти 2-х недельные курсы (оплаченные Центром занятости), написать бизнес-план и участвовать в конкурсе как юридическое лицо. Так на свет появилось ООО «Майт».

— А что означает «Майт»?

— Почему «Майт»? Ну тут интересная история… В 70- е годы, при полном отсутствии в продаже профессионального оборудования, многое приходилось изготавливать самим, кто как может, ну а закончив очередное «творение», предпочитали «лепить» на передней панели «лейблы» всемирно известных производителей — «Dynacord», «Marshall», «Vox»… В конце 70-х , когда сотрудничал с группой «Радуга», самодеятельным коллективом 5- го объекта, и сделав очередную конструкцию для нужд коллектива, на вопрос, почему я не пишу какое -либо название, в шутку предложил название попавшегося на глаза «шедевра» советского ширпотреба — магнитофона «Легенда» (в этот момент во мне наверное проснулась «белая ворона»), ну а так как принято было делать надписи на английском — написал «Miht». Впоследствии, уже работая в театре, заглянул в англо-русский словарь, рядом со словом «легенда» находилось другое слово — Might, добавлялась лишь одна буква, но в названии появился смысл, если можно так сказать — девиз («Might — умею, могу, мочь, сильный»). В 2009 году, при регистрации юридического лица, по законодательству название зарегистрировано в русской транскрипции, а само звучание на английском языке. Впоследствии англичане, которые были в бизнес-инкубаторе, наверное оценили.

— Хорошо, с названием понятно, ну а как вы пришли к тому, что занимаетесь довольно таки специфическим бизнесом?

— Сколько себя помню, с ранних лет постоянно что либо мастерил. С детства увлекался судомоделизмом, даже была детская мечта — вырасту, буду моряком. Но судьба распорядилась иначе. Будучи подростком, услышал у друзей «Битлз» и всё, остался «заколдованным» на всю жизнь. Как и миллионы моих сверстников конструировал электрогитары (ох, и перевели же мы пиломатериалов!), потом начал делать звукоусилительную технику. Хорошо, что вовремя понял, что виртуоза из меня не выйдет, а моё призвание — в техническом аспекте творчества. Все 70-е годы прошли в самодеятельных музыкальных коллективах, ВИА, как их тогда называли.

С 2 января 1981 года я пришёл работать в Северский театр музыкальной комедии. Поставив перед собой цель — работать в радио цехе, более года работал монтировщиком сцены и наконец, в мае 1982 года мечта осуществилась, я стал звукотехником. В те годы театром руководил Заслуженный деятель культуры, главный дирижёр Владимир Васильевич Маймескул, вместе со вторым дирижёром, Борисом Сергеевичем Смарагдовым они привили мне любовь к серьёзной музыке, до сих пор с теплотой вспоминаю этих людей. Именно с их помощью я овладел тайнами профессии звукорежиссёра. Начиная с 1983 года театр начал делать большие эстрадные постановки, локомотивами в этом новом для театра жанре были солист театра Анатолий Бродский и солист балета Вячеслав Кожихин. Учиться приходилось всем, даже нашим мэтрам. Лично для меня, пришлось освоить полимикрофонную технику. Если на первых постановках количество микрофонов ограничивалось 3 — 5, то в последующем пришлось увеличивать до 30, опутав всю оркестровую яму и сцену проводами. Будь моя воля, я бы работал и с большим количеством, но не позволяло техническое обеспечение. Именно в это время мною был создан первый комплект звукоусилительного оборудования, с которым театр объездил половину тогда ещё СССР. Большой, тяжёлый, со смешной по теперешним меркам мощностью в 800 ватт, он, тем не менее, проработал практически без отказов до 1993 года, другого ведь не было и купить даже для театра не представлялось возможным. Наверное, это и послужило началу «Майт».

— Хорошо. Но это уже история. А как же Ваша компания «Майт» вписывается в реалии сегодняшнего дня?

— В акустике, как наверное нигде, присутствуют объективная и субъективная точки зрения. Все мы в жизни сталкивались со звуковой аппаратурой и обращали внимание на тот факт, что параметры, указанные порой именитым производителем не оправдывают наши ожидания, а техника с невысокими паспортными характеристиками при субъективном прослушивании доставляют нам эстетическое удовольствие. Недаром до сих пор не утихают споры о преимуществе ламповой техники, хотя и обладающей целым букетом недостатков, но имеющей своих ярых поклонников. Звук, это та сфера, которую невозможно запихнуть в рамки «хорошо-плохо», каждый из нас слышит его, в соответствии с уровнем внутренней культуры и потребностью.

При разработке нашего оборудования в первую очередь мы ставим себя на сторону потребителя, формулируем идеологию звука, в каком жанре будет использоваться техника, и стараемся на начальном этапе заложить параметры, удовлетворяющие потенциального потребителя. Основные требования: открытая архитектура, высокая надёжность, массогабаритные показатели, высокие уровни звукового давления, возможность применения в любых жанрах музыки. При комплектации используем современные материалы и надёжные компоненты. В низкочастотных секциях используем разработки Санкт-Петербургских фирм. Почему именно их? Там школа, единственный институт по данной тематике бывшего СССР (НИИРПА им. А.С.Попова), производственная база, кадры. Динамические громкоговорители нашего основного поставщика — ООО «Актон» победили в тендере на поставку при озвучивании храма Святого Иссакия. Поверьте, бюджет при таких проектах не экономят, критерии отбора отличаются от общепринятых. Работая с «Актоном» более 10 лет, мы наработали связи с этой фирмой, часто они делают громкоговорители под наши задачи, в крайнем случае, мы всегда можем заказать у них ремкомплекты. За последние 15 лет нам приходилось ремонтировать громкоговорители ведущих европейских и американских производителей, и поверьте, нам есть с чем сравнивать.

В серии Concept, которую мы запустили в рамках программы «Первый шаг», за отправную точку взят комплект X- trime Classic итальянской фирмы Peecker Sound. Жители нашего города видели это оборудование на концертах «Синей Птицы» и Олега Газманова, проводившихся на Театральной площади нашего города. Нам удалось уменьшить габариты систем на 25% при сопоставимых акустических параметрах. Модельный ряд этой серии у нас на данное время включает 6 моделей и работа над расширением ассортиментного ряда продолжается. С помощью данной серии можно составлять звуковые комплексы для решения любых задач: от работы в небольшом кафе, до озвучивания больших городских мероприятий.

Насколько эффективно тратятся бюджетные деньги, выделяемые на поддержание таких проектов, как наш? Судите сами: мировые производители, для того, чтобы выпустить новую модель акустической системы тратят сотни тысяч, а порой и миллионы долларов, время, ресурсы. В конечной цепочке эти затраты лягут на потребителя. Рынок звукового оборудования России составляет 2 миллиарда долларов в год. Цифра вроде бы на первый взгляд не впечатляет, мы уже привыкли слышать «…миллион, триллион», а теперь я опишу, как это выглядит в «Бумаге» (в своё время, анонсируя программу Космической оборонной инициативы (СОИ) президент США Рональд Рейган в выступлении перед конгрессом так описал необходимые 3 триллиона долларов «… представьте пачку стодолларовых купюр в банковской упаковке — это 1 сантиметр или 10 тысяч долларов, 1 миллион — это пачка высотой в 1 метр, мне необходимо три тысячи километров денег, чтобы прикрыть страну от России»). В нашем случае 2 километра — внушительная сумма. Не ошибусь, если эта сумма составляет бюджет многих бывших республик нашей бывшей страны. И эти деньги создают рабочие места, налоговые отчисления не у нас. Нужно продвигать товаро-замещающую продукцию и перестать на свои деньги содержать налогоплательщиков иностранных государств.

Только разработав серию Concept мы уже отработали 300 тысяч рублей, а если прибавить к этому, что мы их ещё и продаём… Один из последних проектов, в котором Concept в котором является основным компонентов звукового комплекса, это инсталляция в Зале массовых мероприятий «Современник» произведённая нами для ОАО СХК.

При посещении Бизнес — инкубатора Мэр Северска — Шамин Григорий Андреевич предложил подумать о возможности создания звукового оборудования, способного озвучить Ледовую арену. Осенью мы встретились с администрацией «Ледового», обсудили общую концепцию. Начали работу с подбора компонентов. По всем необходимым параметрам подходили лишь громкоговорители немецких производителей, Для изготовления прототипа приобрели пробную партию. Расчёты, постройка первого образца заняли полгода. Месяц назад провели испытания, результаты, которые были получены, превзошли наши ожидания в 2 — 3 раза. В данное время готовится документации к мелкосерийному производству.

Нужно ли это городу? Безусловно, да. Во-первых, бюджет от этого получит экономию. Вот приблизительные цифры — при закупке аналогичного импортного оборудования придётся выложить порядка 10-15 миллионов рублей, плюс 10% от этой суммы за монтаж, Наш проект будет стоить на порядок дешевле. Второй плюс — на эти деньги будут созданы новые рабочие места, увеличатся налоговые и социальные отчисления.

Потенциал данной акустической системы как нового продукта на рынке весьма высок, уже сейчас есть предположения, что данная модель найдёт применение не только в спортивных сооружения, они идеально подойдут для высококачественного озвучивания торговых центров, учреждений культуры, музеях, театрах, церквях.

Второе направление, которое стартует в начале осени — студия звукозаписи в формате Dolby Surround. Данный стандарт звукозаписи является инновационный даже по мировым меркам. Фильмы, выпускаемые в формате 3D озвучиваются только в Dolby Surround. Для справки — при бюджете мирового блокбастера «Аватар» в 150 миллионов долларов, работы по звуковому сопровождении фильма составили 20%. Ведущие звукорежиссёры до сих пор не определились в основных технических параметрах стандарта и появление подобной студии в Северске — уникальная возможность приобщиться к передовым технологиям. Осуществить данный проект стало возможно в рамках международной программы «Партнёрство атомных городов» (CNCP). Хотя английская делегация, при посещении Северска в ноябре 2010 г. заканчивала программу, по настоянию администрации АРП —Северск, обратило внимание на проект ООО «Майт». Менее месяца спустя, нам было предложено подготовить бизнес-план, который получил грант в рамках программы CNCP. На средства от гранта было закуплено производственное оборудование, большая часть средств направили на закупку комплекса студийного оборудования, позволяющего работать в формате Dolby Surround 6.2. Но оборудование — это пол дела, неотъемлемой его частью является само помещение, рассчитанное и построенное с учётом жёстких требований акустики. Так как здание бизнес — инкубатора, мягко говоря не рассчитано на подобные требования, смета расходов по проекту превысило ожидаемые вложения процентов на 200, пришлось обратиться за кредитом, здесь мы нашли взаимопонимание со стороны Сбербанка РФ, в виде их программы развития малого бизнеса «Доверие», за что мы им весьма благодарны.

Данный студийный комплекс уникален, по крайней мере, для Западно-Сибирского региона и позволяет производить озвучивание компьютерной анимации, дублирование для DVD дисков, запись музыкальных проектов.

Вот таким коротким, но емким по содержанию, получился рассказ о компании «Майт». Главное в ее проектах — создание рабочих мест, в первую очередь, для молодого поколения, которое придёт нам на смену и, как локомотив «потащит» за собой экономику страны. А развивая экономику, реализуя при этом социальные программы, молодежь научится творчески относиться к делу, ведь возможно многие из молодых людей создадут своё дело. Ведь «Майт» в переводе — означает: «уметь, мочь»…

Записал Андрей Дворецкий

Источник: газета «Новый диалог» № 30 от 27 июля 2012 года