Это одна из главных целей новой стратегии развития мясного скотоводства в регионе. Ее разработала национальная ассоциация производителей говядины и одобрило Министерство сельского хозяйства. Такой схемы кооперационного взаимодействия всех участников регионального АПК Россия еще не видела. По подсчетам экспертов новая схема работы должна решить главную проблему для местных сельхозпроизводителей — вывести их на крупные рынки и сотрудничество с гигантами мясной переработки. Эти связи должно осуществлять центральное звено всей цепочки — это так называемая компания интегратор — опытное сельхозпредприятие.
Новая концепция мясного скотоводства подразумевает и работу с новой для местных фермеров породой скота, и увеличение за счет скотоводства дохода в селах на севере региона, где сегодня почти не доступен заработок другими сферами АПК.
Сочные стейки Россия в отличие от Запада распробовала относительно недавно. На прилавках и в советское, и в перестроечное время было в основном жесткое мясо выбракованных молочных коров. А сегодня искушенный переработчик выбирает, например, охлажденную ленивую вырезку из хозяйств Алтайского края.
В советское время в Томской области производили более 40 тысяч тонн говядины в год, в семь раз больше, чем сегодня. При этом большая часть приходилась на северные районы — Александровский, Колпашевский, Бакчарский и Парабельский.
О необходимости вернуть сельским жителям доход за счет скотоводства в прошлом году заявил глава государства Владимир Путин. Руководство страны поддержало разработанную национальной ассоциацией производителей говядины небывалую для региона и всей страны модель ускоренного развития мясного скотоводства. В ее основе производственно-технологическая кооперация между сельхозпредприятиями. Эта концепция была представлена в минсельхозе, и пилотной площадкой для ее внедрения выбрали Томскую область.
Как считают эксперты, для удовлетворения существующего денежного спроса в России не хватает порядка 2 млн. мясных коров. С введением санкций и изменившейся конъюнктурой рынка такие крупные переработчики мяса, как «Ашан», «Мираторг», «Макдональдс» ощутили дефицит качественной говядины. Такая есть и у мелких сельхозпредприятий Томской области, но по одиночке ни одно не из них не способно закрыть потребности крупных сетей.
Схема выхода на большой рынок путем взаимодействия сельхозпроизводителей будет работать примерно так. Предприятия отдают своих молодое поголовье на доращивание компании интегратору. Это крупное опытное сельхозпредприятие, с необходимой технической базой. Интегратор также по необходимости распределяет обязанности между хозяйствами по заготовке кормов, оказания ветеренарного или зоотехнического сервиса. И, наконец, Интегратор держит связь с потенциальными крупными переработчиками.
Согласно расчетам, в кооперации фермер, имеющий более двухсот голов сможет ежегодно получать доход в более чем миллион рублей. За счет предлагаемой модели есть перспективы выйти к 2025 году на самообеспечение и быть может даже на межрегиональные рынки. Сколько будет стоить томская мраморная и обычная говядина в розницу производители пока молчат.