Сегодня российские регионы активно обсуждают Транспортную стратегию России до 2030 года, ведь именно комплексный и системный подход сыграет решающую роль в эффективной реализации этих планов. Об этом мы говорили и на завершившейся в Москве коллегии Минтранса страны.

Нам важно сделать так, чтобы стратегия развития транспортной инфраструктуры не осталась яркими картинками на бумаге. Чтобы она превратилась в новые безопасные автомобильные трассы, современные транспортные узлы, железнодорожные магистрали, воздушные маршруты.

Выбирая приоритеты развития транспортной системы России, в первую очередь, необходимо учитывать специфику регионов. Иначе новые дороги превратятся в путь в никуда. Поэтому начать надо с анализа состояния существующей транспортной системы субъектов РФ, обосновать планирование с научной точки зрения, составить финансовую модель. И только с учетом этих принципов привлекать инвестиции в развитие федеральной и региональной транспортной инфраструктуры.

Мы рассматриваем Томскую область как часть Северного транспортного коридора, который связывает центральную часть России и Северную Европу с Дальним Востоком и странами Азии.

Во-первых, это Северная широтная дорога «Санкт-Петербург – Пермь – Ивдель – Ханты-Мансийск – Томск». Ее общая протяженность по территории Томской области составляет 842 километра, из которых только 602 эксплуатируются круглогодично, да и то – 250 километров нуждаются в реконструкции.

Вторая составляющая Северного транспортного коридора – Северо-Сибирская железнодорожная магистраль, проект строительства которой сегодня начали обсуждать. К третьему элементу можно отнести Обь-Енисейскую автодорогу «Могильный мыс – Колпашево – Белый Яр – Степановка – Лесосибирск».

Необходимость строительства и реконструкции этих участков предусмотрена несколькими стратегическими документами федерального и межрегионального уровней. Также создание транзитных коридоров отражено в Транспортной стратегии России на период до 2030 года и в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Обе стратегии утверждены распоряжениями правительства. Однако финансирование работ до 2020 года не предусмотрено.

Что значит для нас, жителей Томской области дорога? Это не просто расстояние от точки «А» до точки «Б», а возможность уменьшить транспортную дискриминацию сибиряков, повысить инвестиционную привлекательность наших отдаленных районов, включить в хозяйственный оборот новые лесные массивы, богатейшие месторождения железной руды, бурых углей, торфа, большее количество нефтяных и газовых месторождений.

Особенно эффективными новые автодороги станут при использовании потенциала наших рек. Протяженность водных путей Обского бассейна превышает 7 тысяч километров. Это расстояние от Томска до Москвы и обратно. Гарантированные габариты судовых ходов поддерживаются на протяжении более 3 тысяч километров. 70% от протяженности всего Обского бассейна – почти 5,2 тысячи километров – проходит по территории Томской области. Однако для грузопассажирских перевозок используются всего 2,3 тысячи.

Мы хотим, чтобы река обеспечивала транспортное сообщение на протяжении шести месяцев в году, частично заменив дорогостоящую авиацию. Помочь этому может увеличение финансирования на содержания Оби и боковых рек, которые используются для осуществления пассажирских перевозок, увеличение продолжительности действия судоходной обстановки до 182–187 суток, госпрограмма обновления речного флота. С соответствующим предложением мы уже обратились в Министерство транспорта России.

Важным элементом транспортной системы сибирских территорий является и региональная авиация. У нас в Томской области уже сформирована вероятная региональная маршрутная сеть, которая создаст до 10 новых направлений из Томска, позволит перевезти до 50 тысяч пассажиров уже в 2014 году с последующим ростом в дальнейшем.

Но для того, чтобы рейсы стали действительно регулярными, на федеральном уровне необходимо решить ряд вопросов. Бюджетное субсидирование воздушных перевозок распространяется только на те маршруты, которые отвечают двум требованиям. Первое – полеты должны быть в рамках 1200 километров. Второе – одним из пунктов должен быть узловой аэропорт.

В радиусе 1200 километров от томского аэропорта «Богашево» находятся два ключевых авиаузла: красноярский аэропорт «Емельяново» и новосибирский «Толмачево». При этом маршрут «Томск – Красноярск» исторически имеет только сезонную загрузку, а «Толмачево» настолько близок от нас, что средняя загрузка 9-местного самолета составляет всего 4 человека.

Мы внесли в Минтранс следующее предложение: отменить требования к статусу аэропорта и увеличить радиус субсидированных маршрутов до 1800 километров. Тогда в эти рамки попадут Иркутск и Екатеринбург. Авиаперевозки в центр Урала и Восточной Сибири позволят существенно разгрузить московское направление, через которое сейчас осуществляется фактическая связь между регионами.

Для центральной России характерна высокая плотность населения, высокий потенциал обрабатывающей промышленности. Их приоритеты развития транспортной системы – повышение пропускной способности существующей дорожной сети, снижение нагрузки на ключевые транспортные узлы.

Сибирские регионы отличает сырьевой характер экономики, низкая плотность населения, оторванность городов и сел на сотни километров друг от друга. Соответственно, и приоритеты у нас иные – создание опорной транспортной сети, обеспечение круглогодичной и необременительной для бюджета связи наших отдаленных населенных пунктов с «большой землей». Сегодняшняя безальтернативность внутреннего водного транспорта и местной авиации в таких районах требует специальных мер и вмешательства государства.

Источник: сайт администрации Томской области