По заказу департамента информационной политики и общественных связей администрации Томской области «Центр социально-политических исследований технологий» Национального исследовательского Томского государственного университета в декабре 2013 года провел массовый уличный опрос жителей Томска, Северска и Томского района с целью выяснения медиапредпочтений аудитории. Всего было опрошено свыше полутора тысяч человек.

Основным источником получения информации о событиях, происходящих в области и стране, для томичей, северчан и жителей Томского района сегодня является телевидение (66 %), на втором месте — интернет (53 %). Менее пятой доли жителей (18 %) узнают о событиях из газет. Почти наравне с прессой значимыми оказываются неформальные источники — знакомые и родственники (17 %). Радио является источником информации для 12 % населения.

В среднем жители Томска, Северска и пригорода смотрят телевизор около трех часов в день. Вообще не смотрят 14 % населения. В первой тройке «смотрибельных» телеканалов — «Первый канал», «Россия 1» и ТНТ.

Из томских телепрограмм, по мнению опрошенных, наиболее популярными являются «Вести-Томск» (Россия 1), «Вести. Дежурная часть. Томск» (Россия 1) и «Час пик» (ТВ-2). За последние несколько лет значительно увеличилось число абонентов кабельного или спутникового телевидения: сегодня о том, что они имеют подключение к одному и/или к другому, заявили почти половина (49 %) опрошенных.

Список самых читаемых газет возглавляют «Аргументы и факты» (13 %) и «Телесемь» (8 %). Рейтинги газет в муниципальных образованиях различаются: здесь вес имеют в первую очередь местные газеты.

В качестве читаемых томских журналов чаще других респонденты называли «Дорогое удовольствие» (4 %), «Томский бизнес-журнал» (3 %) и «Персона» (3 %).

Наиболее востребованным видом радио сегодня является волновое (50 %), проводное слушают чуть более десятой части опрошенных (13 %), учитывая, что часть населения слушает и то и другое (6 %). Самые популярные радиостанции — «Русское радио», «Ретро FM», «Европа Плюс» и «DFM» (каждую слушает по 11 %).

Самым популярным томским новостным интернет-сайтом, по мнению респондентов, оказался портал «В Томске», который регулярно посещают 15 % всех опрошенных. На втором месте — «РИА Новости. Томск» (9 %), третье место (по 8 %) делят главный городской портал Tomsk.ru и городская социальная сеть Gorod.tomsk.ru.

Основными поставщиками новостей для томичей и северчан являются три информационных агентства — «РИА Новости» (24 %), ИТАР-ТАСС (9 %) и «Интерфакс» (4 %).

В целом, отмечают социологи, очевидна тенденция снижения значимости газет и радио как информационных источников. В то время как аналогичная роль интернета, напротив, существенно расширяется. «Безусловно, имеются зависимости между предпочтениями источников информации и социально-демографическими характеристиками респондентов. Обращение к тем или иным СМИ в информационных целях тесно связано с возрастом жителей. Чем моложе человек, тем больше вероятности, что он будет узнавать о происходящих событиях из интернета или от знакомых. Напротив, с возрастом растет потребность в телевидении, а также несколько увеличивается значимость газет и радио», — отмечается в отчете по результатам социологического исследования.

Как подчеркнул начальник департамента информационной политики и общественных связей администрации Томской области Алексей Севостьянов, социологический опрос является частью большого исследования «МедиаАтлас Томской области», проводимого по заказу областной исполнительной власти. «В последний раз столь масштабное социологическое исследование аудитории средств массовой коммуникации в регионе проводилось семь лет назад, — сказал Севостьянов. — Отныне эти исследования — не только количественные, но и качественные — в Томской области станут системными».