Франчайзинг в России в последние годы стал очень трендовым явлением. Все вокруг создают франшизы, огромное количество людей их покупают. У кого-то получается развиваться по франчайзингу. А кто-то, наоборот, теряет на франчайзинге большие деньги.
Михаил Дашкиев и Сергей Дегтярев пообщались о том, как заработать на франчайзинге, и сегодня мы готовы поделиться этими способами с Вами.
Первый – это купить франшизу и построить успешный бизнес
В большинстве сфер бизнеса открываться по франшизе, не имея опыта в конкретной нише, гораздо выгоднее, чем без франшизы. По статистике, около 80% стартапов закрываются в первый же год, а половина оставшихся – во второй. На рынке франчайзинга ситуация совершенно противоположная. Более 80% франчайзи продолжают работать и через 2 года. Если, конечно, речь идет о добросовестном франчайзере.
Именно поэтому нужно очень внимательно подойти к выбору франшизы. Франшизы обычно покупают люди, которые имеют либо небольшой опыт в бизнесе или конкретной нише, либо вовсе его не имеют. Неудивительно, что процент неудач здесь очень высок. Я бы сравнил покупку франшизы с покупкой подержанного автомобиля человеком, который абсолютно не разбирается в машинах. Вероятность случайного успеха, конечно, есть. Но чаще всего после покупки выявляется большое количество проблем, о которых покупатель и не подозревал. А может случиться и так, что автомобиль и вовсе сломается на второй день эксплуатации.
Очень удивляют люди, готовые вложить миллионы рублей в покупку и открытие франшизы, не проведя предварительно детальный системный анализ. В отличие от покупки сломанного автомобиля, здесь можно потерять даже больше денег, чем изначально планировалось вложить.

Второй способ – создать франшизу своей компании
У франчайзинговой модели развития есть безусловные преимущества. Для развития по франшизе не требуются большие деньги, в отличие от открытия филиальной сети. Вместо сотрудников на вас начинают работать предприниматели, именно они вкладывают собственные деньги в развитие вашей компании. Скорость развития по франчайзингу тоже очень высокая. За несколько лет без особых инвестиций можно построить федеральную или даже международную сеть.
Но это произойдет, только если сделать все правильно. Если наделать ошибок, то в лучшем случае все закончится на продаже нескольких франшиз. А в худшем – недовольные франчайзи затаскают вас по судам и наводнят интернет своими отзывами о вашей персоне. А некоторые особо колоритные персонажи могут к вам и с паяльником приехать за своими деньгами.
Третий способ – систематизировать бизнес и увеличить его стоимость
Об этом стоит задуматься, если вы понимаете, что создавать франшизу вам еще рано, или что франчайзинговая модель вам вовсе не подойдет.
Франчайзинг – это в первую очередь создание устойчивой бизнес-модели, которую можно масштабировать. И уже во вторую очередь – продажа этой модели.
Большинство бизнесов – это даже не бизнесы, а просто рабочие места их создателей. Собственник работает в компании чуть ли не больше всех, он не может уехать никуда даже на пару месяцев. К тому же этот бизнес не является активом, т.к. его невозможно продать за хорошие деньги
Систематизировав свой бизнес, внедрив эффективную и долгосрочную маркетинговую стратегию, создав алгоритм продаж, стандартизацию процессов, систему набора и обучения персонала, систему контроля качества – можно превратить бизнес в актив и в разы увеличить его стоимость.
Четвертый способ – придумать свежую уникальную идею для франшизы
Рынок франчайзинга сейчас пестрит огромным количеством однотипных предложений. Но все чаще проскакивают новые свежие идеи.
Чем выше уникальность идеи – тем больше денег можно заработать на ее масштабировании по франшизе. Это тот самый случай, когда можно вложить свой интеллектуальный ресурс и создать очень высокую ценность. Здесь самое главное – правильно защитить свою интеллектуальную собственность.

Пятый способ – масштабировать уже существующую франшизу
У вас есть франшиза, но вас не устраивают темпы ее развития. В этом случае необходимо поработать над самим предложением. Причем не только над предложением по франшизе, но и над предложением для конечных клиентов. Необходимо пересмотреть маркетинговую стратегию и ваш алгоритм продаж. Это лишь первые этапы, которые приходят в голову. Возможно, копать нужно гораздо глубже.
Может быть и так, что продажи у вас идут, но сама франшиза держится «на честном слове». Здесь необходимо начать с создания продукта для ваших франчайзи. Такого продукта, в котором цена будет ниже, чем ценность, которую дает ваша франшиза.
Шестой способ – начать оказывать услуги на рынке франчайзинга
Рынок франчайзинга в нашей стране огромен и растет с каждым днем. А компании, которые оказывают профессиональные услуги в этой сфере – можно пересчитать по пальцам. Те компании, которые оказывают услуги b2b (HR, упаковка, автоматизация, трафик, продажи, управление лояльностью и т.д.) – не разбираются в специфике франчайзинга. Разобраться в специфике и потребностях франчайзеров, сконцентрировать свои усилия на франчайзинговом рынке – еще один неплохой способ заработать на франчайзинге.
Седьмой способ – заняться развитием франчайзинга в чьем-то бизнесе
Развитие франчайзингового направления может принести компании прибыль, в десятки раз превышающую тот уровень, который есть сейчас. Поэтому грамотное развитие франчайзинга в компаниях в качестве услуги или даже работы по найму может быть очень хорошо оплачено.
Статья подготовлена Сергеем Дегтяревым, создателем и спикером курса «Реальный Франчайзинг».