Как известно, в основании стартапа должна лежать идея, индивидуальная и способная всколыхнуть аудиторию. Для социального стартапа хорошо, если эта идея направлена на улучшение условий определенной ячейки общества. Рассмотрим несколько известных примеров и то, как можно раскрутить собственный общественный проект.
Итак, социальные бизнес-идеи направлены на улучшение качества жизни общества или отдельных его классов. Поэтому учредители подобных проектов в определенном смысле несут ответственность за оправдание ожиданий часто куда более серьезную, чем создатели обычного коммерческого стартапа.
Кроме того, социальные стартапы вызывают отклик не только у непосредственной целевой аудитории проекта, но и у всех людей, неравнодушных к проблемам общества.
Так, маркетинговая компания Havas выяснила, что более 50% покупателей готовы переплатить около 10% от стоимости продукта, если они будут знать, что средства потрачены на благотворительность и разного рода нужды населения.
Особенности инвестирования социальных стартапов
Известно, что есть несколько вариантов получить инвестиции на развитие стартапов:
- краудфандинг;
- через инвестиционные фонды и бизнес-ангелов;
- попробовать вариант государственных субсидий;
- взять кредит в банке.
Рассмотрим краудфандинг. Этот метод уже приобрел популярность среди российских стартаперов. Суть заключается в том, что начинающий бизнесмен выставляет на специальный портал суть своего проекта, усиленно его рекламирует и, заинтересовав аудиторию, получает деньги. Понятно, что с наибольшим энтузиазмом «народные» инвесторы относятся именно к социальным стартапам.
В качестве примера можно привести несколько проектов.
- Будист.ру, или «социальный будильник», как сами назвали свой проект создатели. Этот стартап — своеобразная социальная сеть, где любой желающий может найти себе человека, который разбудит его утром. Пока что проект развивается именно за счет краудфандинга и энтузиазма учредителей. Пользователей уже более миллиона, что является отличным показателем. Вопрос только в том, принесет ли в дальнейшем такой проект прибыль.
- GlobalGiving — сервис, который объединяет доноров и нуждающихся в донорах. Начал развиваться именно с помощью краудинвестинга.
Российский аналог — DonorSearch.
- TheCommonGood — крупнейший портал, который помогает пользователям решать медицинские вопросы.
Инвестиционные фонды и отдельные спонсоры также обращают большое внимание на социальные стартапы. Конечно, не в том случае, когда инвесторы ищут прибыли — тогда они рассматривают коммерческие проекты. Но когда фонд или бизнесмен хочет улучшить репутацию и повысить свою узнаваемость, он выбирает общественные проекты.
Государственные субсидии — это отдельная тема. Получить их сложно, но у социально значимых проектов шансов, конечно, больше, чем у рядовых коммерческих. Однако государственное субсидирование имеет свои правила — например, бизнесмен должен вложить такую же сумму, сколько будет ему предоставлено по субсидии.
О кредитовании в банках и социальном бизнесе судить трудно. Банки выдают кредиты далеко не каждому стартапу, поэтому многие начинающие предприниматели выбирают потребительское кредитование, хотя проценты зачастую выше. Проблема состоит в том, что социальные стартапы могут вообще не давать прибыли на начальных этапах работы, а отдавать банку займ все равно придется. Здесь можно сильно ошибиться.
Популярные примеры социальных стартапов
Ниже мы дадим список популярных проектов, которые значительно упростили жизнь миллионам пользователей.
- Первый — сервис Airbnb, всемирно известный сегодня. Этот портал помогает путешественникам находить место для ночлега и проживания у местных жителей по доступной цене.
Даже довольно громкий скандал из-за кражи имущества постояльцем, нашедшим хозяина с помощью этого портала, не отвернул от Airbnb его поклонников. Разработчики сайта ввели новую систему безопасности и контроля участников сервиса, чтобы в будущем избежать подобных ситуаций. Сегодня Airbnb признан одним из самых популярных социальных проектов.
- BetterWorks — проект, пока не имеющий аналогов. Он объединяет бизнесменов и местных производителей (владельцев кафе, магазинов) с той целью, чтобы первые улучшали условия работы сотрудников путем поощрения от вторых. За несколько месяцев сайт соединил тысячи участников.
- Проект «Кнопка жизни» — еще одно популярное начинание в социальной сфере. Япония даже взяла его за основу государственной программы. Смысл в том, чтобы создавать портативные приборы, которые нажатием одной кнопки могут вызывать скорую помощь или врачей на дом.
Будущее социальных стартапов
Кто бы что ни говорил, а социальные проекты всегда будут популярными. По трем причинам:
- люди проявляют лояльность к таким брендам;
- компании таким образом повышают свою социальную ответственность и становятся более узнаваемыми;
- социальные проекты вызывают интерес со стороны инвесторов и других экспертов.
На этом, пожалуй, все. Социальных стартапов, конечно, куда больше, чем мы перечислили. Однако не все они выходят на государственный уровень, не говоря уже о региональном.
Высоких вам конверсий!